Харьков

Харьков - история - Крепости

НовостиФорумКаталог фирмКаталог сайтовГор. справкаИсторияПриродаФото    ПОИСК  

История Харькова

| Донецкое городище | Салтовское городище | Места Курской Битвы | Берминводы | Вокруг Богодухова | Будянский фаянс | Песочинские курганы | Зеленый пояс Харькова | Крестище | Крепости | Купянск | Вдоль Донца | Волчанск-Печенеги | Вокруг Змиева | Изюм | Чугуевские места | Сковородиновка |

Многодневный велосипедный маршрут: Красноград — с. Берестовеньки — с. Дъячковка — с. Медведевка — с. Парасковея — с. Ефремовка — с. Алексеевка — с. Михайловка — пос. Первомайский — Красноград. Протяженность маршрута 130—150 км

Эту экскурсию следует начать из залов Красноградского краеведческого музея, где можно познакомиться с историей строительства Украинской укрепленной линии. В первой половине XVIII века Российское государство остро нуждалось в надежной защите южных земель, которые часто подвергались опустошительным набегам крымских татар. В 1731 году началось сооружение оборонительной линии, в 1742 году система укреплений была готова. Начиналась линия в нижнем течении реки Орели (левый приток Днепра) и проходила вдоль правого берега до верховьев реки Берестовой (приток Орели). С водораздела валы тянулись к Северскому Донцу по левому берегу реки Береки. Длина линии составляла 300 километров, она включала 17 земляных крепостей, которые соединялись глубокими рвами, усиленными редутами, реданами и блокгаузами...

Строились крепости по одному плану: квадратный городок (сторона квадрата 100—130 метров), окруженный земляным валом, высотой до десяти метров. Крепости обычно окружали широкими и глубокими рвами; в некоторых местах их наполняли водой, отводимой из соседних речушек. По углам крепости имели выдвинутые вперед бастионы, где располагались пушки. Со стороны противника крепости усиливались отдельными от нее укреплениями треугольной формы, расположенными между бастионами,— равелинами. Основная тяжесть непомерного труда по сооружению линии легла на плечи казаков украинских и слободских полков. Почти 200 тысяч человек было согнано на строительство оборонительных сооружений. От изнурительного труда, болезней, голода гибло немало людей. Народ запечатлел это в своих песнях: "їхав козак на лінію Да й вельми надувся: їде козак із лінії,— Як лизо зігнувся". Или: "Посіяли, поорали та нікому жати, Пішли наші козаченьки лінію копати..." Белевская крепость (ныне Красноград) была восьмой, если считать от Днепра. Близ Красноградского автовокзала сохранились остатки земляных валов бывших укреплений. У трассы Харьков — Днепропетровск установлен высокий, издалека приметный обелиск, на котором выбита дата строительства Белевской крепости. Название свое она получила от ландмилиционерского полка, прибывшего сюда из города Белева, что неподалеку от Тулы.

Все крепости линии располагались последовательно через 15—20 километров. Следующей (вверх по реке Берестовой) была крепость Ивановская. Остатки ее расположены у села Берестовеньки, примерно, в 15 километрах от Краснограда. Добираться туда на велосипедах сравнительно несложно: за красноградским автовокзалом нужно пересечь железнодорожную колею, свернуть на северо-восток, на дорогу, ведущую к селу Октябрьское. Место, где была Ивановская крепость, находится в трех — четырех километрах от трассы, за железнодорожной линией, на возвышенности среди поля. Крепость, названная в честь Ивана Грозного, имела внушительный вид — ее обороняли два равелина. Внутри укрепления размещались казармы, пороховые погреба, провиантские склады, цейхгауз, колодец... От ее северо-восточного бастиона дальше, к Орловской крепости, тянутся ров и вал. Иногда они видны хорошо, порою едва различимы. На участке к селу Дьячковка вдоль вала тянется проселочная дорога, но там, где ее нет, ров и вал всегда укажут путь к крепости. Справа, по пути движения, поблескивает водная гладь реки Берестовой, берега ее густо заросли камышом и кустарником. За рекой вдали видны строения села Сосновка, где долгие годы жил и похоронен герой Отечественной войны 1812 года К. О. Ламберт. Его портрет выставлен в Военной галерее Эрмитажа, среди 332 портретов полководцев, прославивших Россию в той войне. Орловская крепость расположена на возвышенности, над рекой. Это, пожалуй, самая мощная из 12 сохранившихся на Харьковщине крепостей оборонительной линии. У нее высокие и крутые стены, бастионы изнутри засыпаны землей (очевидно, для удобства пушечной стрельбы), на подходах к укреплению выкопан дополнительный зигзагообразный ров, перед обращенной к реке южной стороной возвышается неприступный равелин. Крепость окружена полями. Не более десяти минут потребуется, чтобы доехать на велосипедах от Орловской крепости до моста через реку Берестовую у села Дьячковка. Здесь есть хорошая колодезная вода, можно найти удобное место для бивуака.

От Дьячковки вверх по Берестовой линия проходит над краем речной долины. Шесть-семь километров до села Медведевка лучше проехать по проселочной дороге вдоль реки. На пути встречаются небольшие рощи, заброшенные сады, оставшиеся от бывшего здесь хутора. Перед Медведовкой дорога круто поднимается вверх и у полуразрушенного редута взбегает на возвышенность. Отсюда открывается замечательный вид на речную долину, луга, рощицы, села левого берега реки.

Отдельные полки сотни ландмилиционеров расселялись по линии, названия слобод (на их месте возникли села с такими е названиями) происходили от наименований мест, куда прибыли солдаты. Вал и ров от крепости Святой Парасковии до Ефремовской не сохранились. Добираться туда нужно по дороге, идущей через села Парасковея и Мелиховка. В селе можно остановиться на привал, здесь есть колодезная вода, а густая тень деревьев сулит хороший отдых перед дальней дорогой. На двадцатипятикилометровом пути к селу Ефремовка, как и на предыдущем участке — к солу Дьячковка, бросаются в глаза буровые вышки вдали, газовые факелы. Недра Красноградского, Нововодолажского и Первомайского районов, по которым проходит маршрут, богаты природным газом, в этих местах развивается газодобывающая промышленность. Вблизи села Ефремовка открыто одно из наиболее крупных месторождений природного газа на Харьковщине — Ефремовское.

Ефремовка — небольшое село, вытянуто вдоль автострады. Здесь ничто не напоминает о старине, улицы села украшают новые, добротные дома, утопающие в зелени густых деревьев. ...Здесь, на возвышенности, к дороге вплотную подходит ров и вал линии, тянущийся дальше, к остаткам крепости Святой Парасковии. В нескольких километрах от нее расположено село Парасковея, куда от Медведевки ведет отличная асфальтированная дорога. Но короче и интереснее ехать вдоль рва — то по проселочной дороге, то тропинкой, то прямо полем. В этих местах остатки линии жители называют «турецким валом». Путь вдоль него идет то по «нашей» то по «турецкой» стороне. Шагов через 200—300 ров и вал, прямой, как стрела, прерываются полукруглым выступом в «турецкую» сторону, на юг. Это — реданы, казаки еще называли их «крючками». В небольших укреплениях в свое время находились стрелки, иногда там устанавливали и пушки.

А в феврале 1943 года здесь, у сел Медведевка и Парасковея, сражалась с фашистскими захватчиками батарея 33-го гвардейского кавалерийского полка, которой командовал капитан К. Н. Курячий. Лишь за один день, 14 февраля, батарея уничтожила десять вражеских танков, семь бронетранспортеров и 19 автомашш с пехотой противника. В бою с оккупантами Константин Николаевич Курячий пал смертью храбрых. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза Похоронен он на кладбище Героев в Харькове. От Медведевки до крепости примерно семь километров. Путь идет в обход глубокой балки и с небольшие подъемом. Крепость Святой Парасковии сохранилась довольно хорошо, хотя валы ее несколько сглажены временем. Внутри крепостного двора выросла тополиная роща, на месте былого колодца осталось небольшое углубление в земле. От крепости до села, которому она дала жизнь, около двух километров.

Ефремовская крепость, уже порядком разрушенная временем, расположена за западной околицей села. У самой крепости, под горкой, берет начало река Орель. Истоки ее подпружены небольшой плотиной. Так образовался большой пруд, куда издалека приезжают рыбаки. Здесь можно остановиться на привал, искупаться. А маршрут похода ведет дальше, к Алексеевской крепости. Хорошая асфальтированная дорога позволяет развить высокую скорость на велосипедах. Справа от автострады, у самой обочины, тянется, иногда теряясь на вспаханном поле, ров Украинской укрепленной линии. Там, где дорога приближается к железнодорожной магистрали Харьков — Лозовая, ров сохранился довольно хорошо. Глубина его около полутора метров, а высота вала — около метра. Во многих местах вал линии зарос кустами непролазного терновника, дикой груши, боярышника... И это тоже следы строителей укреплений. Они не только насыпали валы и возводили крепости, но и делали дороги, строили мосты, запруживали ручьи, копали колодцы, сажали деревья и кустарники.

За железнодорожным полотном — дорога на поселок Первомайский. Местность, по которой проходит маршрут, примечательна тем, что это — водораздел двух степных речек — Орели и Береки и граница между водными бассейнами крупнейших рек Европы — Днепра и Дона. В Первомайском пока не следует останавливаться. Выехав из поселка в восточном направлении, примерно через четыре километра вы подъедете к Алексеевской крепости, что высится в степи справа от шоссе. Слева, в широком овраге, где начинается река Берека, прячется в зелени садов село Алексеевка (прежде — слобода Алексеевская Крепость). Старинные крепостные валы, насыпанные когда-то вручную, поросли плотным ковром степных трав, седым ковылем... С валов далеко видны окрестные поля, участки нераспаханной степи. Особенно красиво здесь весной, когда степь цветет. От крепости маршрут можно продолжить полями и лугами, вдоль рва линии. Он пересекает ручьи, возникшие в последнее время овражки, лесопосадки, тянется полями вдоль дорог, но дальше, в полях, его можно потерять среди посевов. Где-то в этих местах линия круто сворачивает влево к реке Береке и переходит на ее левый берег. С правобережных возвышенностей, лежащих па пути, видны привольные разливы реки. Образованы они невысокой плотиной, превратившей верховья Бо реки в небольшое водохранилище.

Из села Алексеевки к Михайловской крепости — последней на нашем маршруте — можно двигаться левым берегом реки по проселочной дороге. Но не менее интересно на холмистом правобережье взбираться на крутые подъемы и скатываться вниз на велосипедах, пробираться узкими дорожками и тропинками через небольшие перелески, луга, ехать вдоль лесополос. Вдоль правого берега реки выстроено несколько баз отдыха. Мимо них, через Максимовку и Бобковку по берегу Береки идет проселочная дорога. С нее на противоположном берегу широко разлившейся реки угадываются валы линии, виден внушительный редут. Там, где небыстрый речной поток сужается, через него переброшен каменный мостик. За ним дорога, уже одетая в асфальт, поворачивает вправо. Над речной долиной невидимая с дороги возвышается Михайловская крепость. Слева у откоса дороги можно различить ров и вал линии. Вдоль них и следует подниматься к крепости. Она сохранилась сравнительно хорошо — четко виден крепостной квадрат, бастионы, по-прежнему высоки и круты ее некогда неприступные валы. Отсюда, с возвышенности, далеко просматривается низменное правобережье Береки, всего лишь два с половиной столетия назад служившей пограничным рубежом России. На одном из бывших крепостных бастионов сейчас установлен столб с охранной табличкой. Рядом с линией тогда же возникла Михайловская слобода. Испытывая недостатки в хорошей воде и в плодородной почве, жители ее перебрались за речку и основали село Михайловка. Война не обошла стороной и это село. Здесь, как и во многих местах Харьков-щины, проходили ожесточенные бои с немёцко-фашистсними захватчиками.

В этом селе и закончится наш велосипедный маршрут. А линия тянется дальше — вдоль левого берега Береки, через села Павловка, Дмитриевка к селу Петровское, последней крепости старинной оборонительной системы. ...Обратный путь в Первомайск пройдет быстрее, если возвращаться по хорошей асфальтированной дороге, которая круто поднимается на левобережную террасу реки Береки. Протяженность этого последнего участка маршрута около двадцати километров. Примерно через час пути впереди, в конце крутого подъема, покажутся валы Алексеевской крепости. А за ней на горизонте белеют многоэтажные жилые здания поселка Первомайский.

Поселок городского типа, районный центр Первомайский расположен в 86 километрах к югу от Харькова, в нескольких километрах от железнодорожной линии Харьков — Лозовая. Первомайский (до 1952 года — Лихачеве) возник в 1924 году, когда группа крестьян-бедняков поселилась здесь, на бывших помещичьих землях, вблизи станции Лихачеве.

| Донецкое городище | Салтовское городище | Места Курской Битвы | Берминводы | Вокруг Богодухова | Будянский фаянс | Песочинские курганы | Зеленый пояс Харькова | Крестище | Крепости | Купянск | Вдоль Донца | Волчанск-Печенеги | Вокруг Змиева | Изюм | Чугуевские места | Сковородиновка |

Справка Харькова

- Контакт
- Наш баннер
- Размещение информации
Портал "Твой любимый Харьков" ® 2007-2016 | Правовая информация