Харьков

Харьков - история - Места Курской Битвы

НовостиФорумКаталог фирмКаталог сайтовГор. справкаИсторияПриродаФото    ПОИСК  

История Харькова

| Донецкое городище | Салтовское городище | Места Курской Битвы | Берминводы | Вокруг Богодухова | Будянский фаянс | Песочинские курганы | Зеленый пояс Харькова | Крестище | Крепости | Купянск | Вдоль Донца | Волчанск-Печенеги | Вокруг Змиева | Изюм | Чугуевские места | Сковородиновка |

Многодневный велосипедный маршрут: Харьков — Дергачи — пгт Золочев — с. Борисовка — с. Тамаровка — с. Яковлевка — с. Прохоровна — Белгород — Харьков. Протяженность маршрута 270 км Курская битва — одно из самых крупных сражений Великой Отечественной войны 1941 —1945 годов. После Курской битвы соотношение сил и средств решительно изменилось в пользу Советской Армии. Вооруженные силы фашистской Германии и их союзников были вынуждены перейти к обороне на всех театрах второй мировой войны.
Проходила эта крупнейшая операция по разгрому стратегической группировки немецко-фашистских войск с 5 по 23 июля в оборонительных, а с 12 июля по 23 августа 1943 года — в наступательных боях Советской Армии.
Еще весной 1943 года враг, стремясь использовать свое стратегически выгодное положение в районе Курского выступа, решил сходящимися ударами с севера и юга на Курск окружить и уничтожить советские войска, а затем развить наступление в направлении Москвы и провести операцию против Ленинграда. Для этого в районе Курской дуги фашисты создали крупную военную группировку, состоявшую из 900 тысяч солдат,десяти тысяч орудий и минометов, почти 2700 танков и штурмовых орудий, более двух тысяч самолетов. Операция противника носила название «Цитадель».
Советское командование знало о замыслах врага и противопоставило им свои планы. Было принято решение перейти на Курском выступе и но всему фронту к преднамеренной обороне, несмотря на то, что советские войска превосходили противника в силах и средствах как на курском направлении, так и по всему фронту. Так, Центральный и Воронежский фронты, которым предстояло держать оборону на северном и южном фасах Курской дуги, имели более 1 миллиона 300 тысяч воинов, около 20 тысяч орудий и минометов, около 3600 танков и самоходных орудий, около трех тысяч самолетов. Глубина нашей обороны достигла 300 километров. Чтобы избежать напрасных потерь при штурме вражеской обороны и нанести врагу наибольший урон в живой силе и технике, советское командование решило предоставить противнику возможность наступать первым, а затем перейти в решительное контрнаступление и разгромить вражескую группировку.
В результате оборонительных боев, длившихся целую неделю, фашистские войска на Курской дуге были измотаны и остановлены. Продвижение их на севере не превышало 10—12 километров, на южном фасе дуги фашисты вклинились в нашу оборону на 30—35 километров. Переломный момент битвы наступил 12 июля, когда советские войска в районе села Прохоровка выиграли крупнейшую встречную танковую битву второй мировой войны и перешли в контрнаступление. С советской стороны в бою участвовали 1-я, 5-я и 7-я танковые армии, 5-я гвардейская армия, 2-я и часть 17-й воздушных армий. Со стороны противника кроме пехоты и авиации в сражении участвовало до 700 танков в сопровождении большого числа самоходных орудий. «Это было страшное, беспримерное танковое побоище,— писал командующий 5-й гвардейской танковой армией генерал П. А. Ротмистров.— Танковая атака была настолько стремительной, что передние ряды наших танков пронизали весь строй противника, перемешав его боевые порядки. Появление такого большого количества наших танков на поле сражения явилось для врага полной неожиданностью». Там, на поле боя под Прохоровкой, куда лежит наш маршрут, воины одной только армии П. А. Ротмистрова уничтожили более 350 танков врага, 88 орудий, 70 минометов, 83 пулемета и более 300 автомашин с солдатами и грузами. Выиграв сражение под Прохоровкой, наши войска перешли в наступление. В результате действий войск Брянского и левого крыла Западного фронтов 5 августа был освобожден Орел, 8 августа советские войска подошли к Брянску. На южном фасе Курской дуги войска Воронежского и Степного фронтов 3 августа приступили к освободительной Белгородско-Харьковской операции под условным названием «Полководец Румянцев». По приказу Ставки из района северо-западнее Белгорода был нанесен фронтальный удар с целью рассечь бел-городско-харьковскую группировку врага на две части с последующим охватом и разгромом его основных сил в районе Харькова. Войска Воронежского фронта нанесли свой главный удар левым крылом в направлении на Золочев, обходя Харьков с запада. Степной фронт наносил главный удар правым крылом, стремясь разгромить группировку в районе Белгорода и затем развить наступление на Харьков. Белгородско-Харьковская операция проводилась с 3 по 23 августа на фронте протяженностью около 200 километров и закончилась разгромом гитлеровской группировки войск. 5 августа был освобожден Белгород, 23-го — Харьков.
Но пути, которым двигались советские войска к Харькову в августе 1943 года, и проходит этот многодневный кольцевой велосипедный маршрут. ...На северо-запад, в Дергачи и Золочев, из Харькова ведет хорошее асфальтированное шоссе. На маршруте, за селом Малая Даниловка, слева за железнодорожной линией, можно увидеть острые зубцы вечнозеленых крон. Это — Лозовеньковский бор, посаженный в прошлом веке А. А. Колесовым. До районного центра Дергачи дорога некруто поднимается левобережьем реки Лопань. В Дергачах советуем хотя бы ненадолго остановиться, осмотреть памятники.

Еще издали при подъезде к Белгороду видны с шоссе современные многоэтажные жилые и производственные корпуса. Город был практически заново отстроен в послевоенные годы. Гитлеровские захватчики взорвали мосты через реки. Из 3420 жилых домов города не уцелел ни один. К 5 августа 1943 года, когда Белгород был освобожден, в нем оставалось всего 150 жителей. Враг превратил Белгород в сильно укрепленный узел, подступы к городу прикрывали многочисленные минные поля. Но высок был наступательный порыв и военное мастерство советских воинов. В боях за Белгород многие части и соединения Советской Армии проявили массовый героизм. 89-й гвардейской и 305-й стрелковым дивизиям, первым вступившим в город, было присвоено почетное наименование «Белгородских». Именем Андрея Попова, танк которого первым ворвался в город, названа улица, ему установлен памятник. В ознаменование освобождения советскими войсками Белгорода и Орла в столице нашей Родины Москве был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют двенадцатью залпами из 120 орудий...
Белгород — старинный русский город, впервые упоминается в летописях под 1237 годом. В 1596 году он стал центральным городом-крепостью Белгородской пограничной черты, протянувшейся от Ахтырки до Воронежа и Тамбова. Оборонительная линия защищала южные границы Российского государства от разорительных набегов кочевников. Позднее, в XVII — начале XVIII века непосредственно из Белгорода осуществлялось руководство освоением расположенных к югу от него земель Слобожанщины, в частности и нынешней Харьковщины... Проезжая через Белгород, следует непременно побывать на площади Революции. Здесь летом 1959 года был торжественно открыт Монумент героям Великой Отечественной войны, зажжен огонь Вечной славы. В центре ансамбля — бронзовая скульптура скорбящей матери, склонившейся над могилой воинов. Подле нее — фигурка мальчика, держащего венок. Дальше, в тени деревьев,— медные плиты с именами героев войны. Авторы этого ансамбля — скульптор Г. В. Нерода и архитектор-художник И. А. Француз. Сегодня Белгород — областной центр, крупный промышленный город. Здесь развиты машиностроение, металлообработка, строительная индустрия, пищевая промышленность. В городе два вуза — педагогический и технологический, есть техникумы, работают театры, телецентр, два музея... Из Белгорода — прямая дорога на Харьков. Автострада круто взбирается на Харьковскую гору, с которой хорошо виден только что оставленный нами город. Отсюда до Харькова около 80 километров. Дорога неблизкая, за один день преодолеть ее трудно. На отрезке Белгород—Харьков ночевать можно только в лесопосадках близ дороги, однако вода есть лишь на границе Российской Федерации и Украины. Там же можно пообедать в ресторане...
Прокладка шоссейной дороги между Харьковом и Курском началась в 1852 году. Сейчас это — одна из самых напряженных трасс, поэтому двигаться по ней надо осторожно. Вот слева промелькнул указатель и поворот дороги на Малые и Большие Проходы. Эти села расположены на опушке старого, дремучего леса. В его глубине прячутся озерца и пруды, богатые рыбой. Есть в лесу и нечто необычное, ради чего стоит свернуть с автострады и проехать семь-восемь километров лесной дорогой. Это — несколько входов в подземные пещеры, что прячутся в глубоком лесном овраге. Каменоломни эти начали разрабатывать еще в XVIII веке, отсюда брали зеленоватый камень (глауконитовый песчаник), которым мостили старую Московскую дорогу. Проходила она тогда неподалеку, через село Липцы. Сейчас для хозяйственных нужд эти каменоломни не используются, и в пещерах харьковские туристы-спелеологи проводят практические занятия.

Профиль дороги на этом участке маршрута довольно сложный — крутые спуски чередуются с затяжными подъемами. Кое-где на спусках необходимо быть особенно внимательным: на летнем, мягком асфальте при торможении тяжелых автомашин образуются так называемые «стиральные доски» — волнистая, с наплывами асфальта, поверхность. На высокой скорости там трудно удержать в руках руль велосипеда. Перед спуском к небольшому поселку Питомник на опушке леса установлен памятник. Высокую стелу с изображением краснозвездного знамени и надписью «За нашу советскую Родину!» венчает небольшой макет танка. Текст на постаменте повествует о том, что здесь, в лесу, в августе 1941 года была сформирована 3-я танковая бригада. Она воевала под Харьковом и Сталинградом, освобождала Запорожье, Будапешт, Вену. Войну танкисты закончили в Дрездене. За ратные подвиги бригада была удостоена орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, получила наименования — Чаплинской, Будапештской, стала Краснознаменной.
Примерно через пять километров от Питомника автострада пересекает старинное село Русская Лозовая, на мосту промелькнет внизу под колесами узенький зеленый ручеек — начало речушки Лозовенька. Свернув вправо по обводной трассе, попадем в село Черкасская Лозовая. Оба села от фашистов были освобождены в один день — 11 августа 1943 года. В братской могиле в селе Черкасская Лозовая похоронено 176 бойцов и командиров Советской Армии. Среди погибших — Герой Советского Союза гвардии полковник Л. И. Морозов. Па могиле установлен величественный памятник.
Возвращаться из Черкасской Лозовой на Белгородское шоссе удобно через поселок Пятихатки, который входит в черту Харькова. Здесь в пяти-, девятиэтажных благоустроенных домах живут сотрудники Харьковского физико-технического института АН УССР, расположены лабораторные корпуса института, здание физико-технического факультета ХГУ, общежитие студентов.
ХФТИ известен тем, что здесь в 1932 году впервые в СССР группа ученых, в том числе К. Д. Синельников, А. К. Вальтер, Г. Д. Латышев, расщепила ядро лития. В его стенах в 30-е годы начал создавать свой многотомный труд по теоретической физике Л. Д. Ландау. В институте часто бывали и работали И. В. Курчатов, А. Ф. Иоффе, приезжали известные физики-теоретики Бор, Паули, Дирак и другие. В настоящее время Харьковский физико-технический институт АН УССР является одним из крупнейших в нашей стране центров физической науки. Здесь проводятся широкие научные исследования в области физического материаловедения, ядерной физики и ускорителей, физики плазмы, теоретической физики. При организации института в 1928 году академик А. Ф. Иоффе писал: «Задача нового института, кроме того, чтобы делать хорошие работы по физике, будет: помогать промышленности своим знанием и опытом, методами и самому черпать из промышленности тематику и методы для работы». Первые прикладные разработки Харьковского физтеха относятся к криогенной и вакуумной области техники. Так, институт впервые в СССР разработал технологию изготовления металлических дюаров, кислородные аппараты с применением жидкого кислорода для экипажей высотных самолетов. Один из таких аппаратов был использован впервые при перелете Москва—Северный полюс—США экипажем М. М. Громова в 1937 году.
Сотрудниками ХФТИ получены сотни авторских свидетельств и патентов на изобретения, внедрены в производство десятки крупных научно-технических разработок. Они относятся к вакуумной технике и технологии, разработке радиационных и ионно-лучевых технологических процессов, коммутирующей аппаратуры, способов нанесения высокопрочных покрытий. Созданная в институте установка «Булат» получила широкое распространение в СССР и во многих странах мира.
Из Пятихаток в Харьков выезжаем по Белгородскому шоссе — одной из дорог, по которой на рассвете 23 августа 1943 года продвигались, преодолевая упорное сопротивление врага, советские войска. Здесь, на Белгородском шоссе, у Мемориального комплекса Славы в Лесопарке и закончим наше многодневное путешествие по боевому пути частей Советской Армии, освобождавших Харьков. Остановим бег стремительных веломашин.

| Донецкое городище | Салтовское городище | Места Курской Битвы | Берминводы | Вокруг Богодухова | Будянский фаянс | Песочинские курганы | Зеленый пояс Харькова | Крестище | Крепости | Купянск | Вдоль Донца | Волчанск-Печенеги | Вокруг Змиева | Изюм | Чугуевские места | Сковородиновка |

Справка Харькова

- Контакт
- Наш баннер
- Размещение информации
Портал "Твой любимый Харьков" ® 2007-2016 | Правовая информация